Круглосуточно

8 (499) 390-64-44info@specritual.ru

Если умер близкий человек



Смерть близкого человека – серьезное испытание для каждого человека. Облегчить скорбь о почившем, которая глубокой болью отзывается в сердцах родных, может только молитва о нем. Люди христианской религии веруют, что душа бессмертна и после смерти тела она продолжает жить.

Значение похоронных ритуалов в православии

Православные погребальные обряды – это не обычные церемонии, придуманные человеческим тщеславием, а несущие в себе глубокий смысл и значение. Основаны они на завещанных Самим Господом откровениях, которые известны еще от его последователей и учеников – апостолов.

Похоронные ритуалы являются не только утешением для близких, прежде всего, они отражают мысль о будущем воскресении и бессмертной жизни человеческой души. Их суть – в представлении Церковью:

  • тела – как освященного благодатью пристанища души;
  • жизни теперешней – как подготовительного периода к жизни будущей;
  • смерти – как сна, после которого начнется вечная жизнь.

Молитва за душу усопшего

До Страшного суда за душу почившего Господу читается молитва, поскольку в этот период еще не определена ее участь. Поэтому мы можем просить Бога обо всем, что совместимо с его волей. В Евангелие от Иоанна (глава 16, стих 23) говорится: «О чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам». 2-я Книга Маккавеев (глава 12, стих 42-45) подтверждает, что молитва за усопшего была еще в Ветхом Завете, а за умерших приносились жертвы.

Польза от молитвы по почившему заключается в том, что даже если человек и грешил при жизни, но пытался избавиться от недостатков, а после смерти попал в ад, то она может ему помочь. Евангелие от Луки (глава 20, стих 38): «Бог же не есть [Бог] мертвых, но живых, ибо у Него все живы». Все свои надежды душа человека возлагает на оставшихся в мире живых, поскольку после смерти она уже не может что-либо поменять. Существует благочестивое поверье о том, что даже души заядлых грешников в родительские субботы вознаграждаются утешением и радостью.

Святая Церковь считает, что молитва о братьях живых и почивших – неотъемлемая часть и общественного богослужения, и молитвенного правила, которое проводится дома или любом другом месте. А молитвословия и их чины для келейного правила подбираются и устанавливаются самой Церковью.

Именно поэтому молитва за умершего – священное обязательство каждого христианина. А тот, кто своими молитвами поможет добиться прощения грехов почившему, будет вознагражден и получит большое утешение. Наш Всеблагой Господь этот поступок вменяет в праведность и, в первую очередь, милостью награждает тех, кто ее творит, а после – на души, к которым проявлялась милость. Поминающих усопших, по отходу из мира помянет и Бог, и люди.

Омовение и положение почившего во гроб

Во время разлучения души с телом, если есть возможность, совершается чтение Канона молебного на исход души.

После смерти до отпевания читается Канон по отшествии души от тела.

Перед тем как положить тело умершего в гроб оно омывается. Этот обычай производится из чувства уважения и любви к нему, а также позволяет почившему предстать чистым перед Богом после воскресения. Тело Иисуса Христа после снятия с Креста было омыто, что и послужило основанием для этого ритуала. Согласно традициям омовение сопровождается пением Трисвятого.

После обряда тело почившего облачается в новую чистую одежду. Это символизирует его обновление по воскресении и то, что он готов предстать пред судом Божим и хочет остаться на нем чистым.

Гроб символизирует дом, где тело умершего будет находиться до Второго пришествия Христова и воскресения. Поэтому перед положением тела, гроб снаружи и внутри окропляется святой водой, как и само тело усопшего.

Омытый и одетый почивший располагается в гробу лицом вверх с:

  • закрытыми глазами – словно уснувший;
  • сомкнутыми устами – словно умолкший;
  • сложенными крестообразно на груди руками (правая сверху) – символизирует веру усопшего в Иисуса Христа, Который был распят, но воскрес и вознесся на небеса и в то, что Он может воскресить умершего.

На почившем обязательно должен быть нательный крестик.

Тело и гроб накрывается светлым церковным покровом. Согласно словам св. Симеона Солунского это знаменует, что почивший верен, свят и пребывает под покровом Христовым.

Поверх церковного покрова на руках, сложенных на груди, располагается крест либо икона Спасителя. Изображение при этом должно быть повернуто к лицу усопшего.

На лоб возлагается бумажный венчик, на котором изображен Господь Иисус Христос, Богородица и св. Иоанн Предтеча, со словами Трисвятого, знаменующими принадлежность почившего к числу сыновей Святой Церкви и верности ей до конца. Покойный украшается венцом – символом человека, который боролся с плотью, миром и самим дьяволом и с честью оставил поле подвига.

После возложения тела покойного в гроб над ним начинают читать Псалтирь с определенными молитвами. Этот ритуал пришел к нам еще из первых веков христианства и сохранился до сих пор. Он отображает многогранность движений души, сожалеет скорби, утешает нас и ободряет.

Чтение Псалтири предоставляет душе почившего большое утешение как чтение Слова Господня и как свидетельство, что о нем помнят родные и близкие. Этот обряд воспринимается Богом в качестве приятной жертвы, необходимой для очищения грехов поминаемого.

На протяжении всего времени, пока умерший находится дома, чтение Псалтири продолжается непосредственно до дня погребения (3-й день после смерти). Если при гробе проводятся служения панихид, чтение прерывается до окончания обряда.

Отпевание

Производится в храме на 3-й день непосредственно перед погребением. В крайнем случае, если нет возможности провести ритуал в храме, допускается домашнее отпевание.

Вынос гроба с усопшим из дома, а также его внесение в храм для отпевания сопровождаются пением Трисвятого.

Православные похороны проводятся без применения искусственных венков. Также не почитается музыка в ходе процессии – душа должна слышать лишь: «Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас!».

Венки и цветочные композиции у гроба должны состоять из живых цветов, которые являются символом жизни.

После доставки гроба с телом усопшего в храм он устанавливается лицом к востоку, а ноги должны быть направлены к алтарю. Лицо – открыто. По 4-м сторонам гроба зажигаются свечи – это символизирует, что почивший по окончании земной жизни, уходит в мир невечернего света, в котором светит Солнце Правды – Иисус Христос. Здесь праведники «просветятся, как солнце».

Вокруг покойного встают все его родные и близкие с зажженными свечами – символом светлой и чистой веры, пламенной молитвы об умершем к Богу и свидетельством пожелания его душе оставаться в вечности с Господом.

Согласно сказаниям святых отцов и духовной практики православной Церкви без отпевания душа почившего не найдет упокоения. Поэтому чин отпевания является одним из важнейших обрядов, в процессе которого вся Святая Церковь, в лице молящихся и священнослужителей, просит Бога по Его великой милости простить все грехи покойного и предоставить место упокоения в райской обители.

Со слов святителя Афанасия (Сахарова) отпеванием скончавшегося православного христианина, Церковь не только просит о прощении его грехов, но и чтит его в этот необыкновенный для него день, когда он находится в центре внимания всего Церковного собрания.

По окончании отпевания священник произносит разрешительную молитву. В ней он просит о прощении души почившего и молит Бога о снятии проклятий, которые могут тяготеть над душой погребаемого человека. Заканчивается эта молитва последним словом прощения и совершенного примирения.

Разрешительная молитва имеет вид свитка и после прочтения вкладывается в руку покойного, поскольку согласно предписанию он с этим рукописанием предстанет на Страшный суд Христов и сможет заявить о:

  • своем Православии;
  • союзе со Святой Церковью;
  • прощении ему вольных и невольных грехов.

Влагать свиток с молитвой в руку усопшего – исконно русский обычай, но освященный преданием, которому более 900 лет.

Прощание с усопшим или «последнее целование» – заключительный этап отпевания, сопровождаемые пением заупокойных стихир.

Целование почившего – это знак почтения и любви к телу, как истинному храму Господню, в котором он должен будет предстать после воскресения, а также единства живых и мертвых. При прощании целуется венчик на лбу покойного и икона в его руках, креститься нужно на икону.

Икона в руках усопшего в гробу не оставляется – ее можно забрать домой либо оставить в храме. После этого тело умершего уже полностью накрывается покрывалом.

Перед накрытием гроба крышкой на покрывало священником посыпается крестообразно земля, произносятся слова: «Господня земля, и исполнение ея вселенная и вси жувущии в ней». Этим мы знаменуем возвращение земле того, что она отдала нам, когда Бог сотворил из нее нашего праотца – Адама.

Прощание может проводиться как в храме, так и у могилы непосредственно перед погребением. В этом случае тело умершего посыпают землей родственники после «последнего целования».

Лицо почившего после посыпания уже не открывают. Но если по каким-либо причинам это произошло, здесь нет ничего страшного.

Гроб после отпевания выносится из храма и переносится к могиле под пение Трисвятого.

Процесс погребения

Лицо усопшего при погребении должно смотреть на восток – куда он при жизни обращался с молитвой. Засыпание могилы сопровождается пением тропарей.

Место погребения обозначается большим или малым холмом. Этот обычай пришел к нам еще из дохристианских времен.

После засыпания могилы в ногах погребенного устанавливается крест, символизирующий победу над смертью. Это знаменует, то что после всеобщего воскресения, восстав, почивший сможет взять с собой крест и доказать свое звание христианина, носимого на земле.

Материал (дерево или металл) и украшения на кресте никакой роли не играют. Роскошные памятники также ничего не дают усопшему, поэтому они не обязательны.

Обряды погребения и поминовения по Уставу Церкви

Согласно Уставу Церкви под запрет проведения православных обрядов и поминовения попадают такие люди:

  • Некрещеные – они не получили прощения своих прегрешений у Господа в Таинстве Крещения. В Евангелие от Иоанна (глава 3, стих 5) говорится, что тот «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие».
  • Еретики (отрекшиеся от веры) – относятся к Св. Церкви враждебно или насмешливо, а также те, кто, будучи православной веры, увлеклись восточными религиями. В былые времена такие люди попадали под анафему (процесс отлучения от Церкви). Сейчас это делается в крайне редких случаях. Но они сами себя отлучили от Церкви, поскольку Она молится только за признающих православную Церковь.
  • Самоубийцы – исключением являются случаи невменяемости.

Если соединение человека с Церковью при его жизни не совершилось, молитва о нем после смерти будет просто бесполезна. Насильно привлечь к Себе душу человека Господь попросту не может.

Поминовение людей, которых не поминают на церковном богослужении, может проводиться дома родными умершего по благословению духовного отца – на домашней молитве.

К примеру, святой Феодор Студит не допускал поминовение покойных еретиков-иконоборцев на церковном богослужении. Но допускал тайное их поминовение близкими, объясняя это следующим: «разве только каждый в душе своей молится за таких и творит за них милостыню».

Поминовение усопшего

Хранение памяти о почивших близких (поминовение) после их погребения – священная обязанность каждого верующего христианина. И это – не просто память, а объединенная с молитвой, а значит – молитвенная память.

Существует 2 вида поминовения:

  • Церковное (в храме) – проводится на проскомидии в процессе Божественной Литургии, а также на панихидах.
  • Домашнее (келейное) – совершается во время утренних молитв, а также чтении Псалтири и Евангелия.

По возможности поминовение должно проводиться ежедневно.

Предпочтительнее всего – церковное поминовение. А поминовение умершего во время Божественной Литургии – самое главное. Так как на земле не существует ничего выше Литургии.

Сорокоусты, которые заказываются за почившего – это и есть его поминовение за Божественной Литургией. Проводятся ежедневно на протяжении 40 дней, полугода или 1 года – в зависимости от срока, на который сделан заказ.

Помимо этого в храме проводятся служения панихид и литий (сокращенный чин панихиды).

В некоторых монастырях проводится еще одна разновидность поминовения – во время чтения неусыпаемой Псалтири, читаемой круглосуточно с поминовением имен усопших.

Дни поминовения усопших

Также существуют особые дни поминовения молитвой, которые установлены Церковью:

  • 3-й;
  • 9-й;
  • 40-й.

В 3-й день ангелы возносят душу усопшего на первое поклонения Господу. Также на 3-й день она проходит мытарства на пути к Престолу Божию.

Согласно апостольскому преданию поминовение в этот день важно еще по нескольким причинам:

  • почивший был окрещен во имя Отца и Сына и Святого Духа – Бога, единого в Троице;
  • в доказательство, что покойный сберег 3 богословских (евангельских) добродетели, на которых основывается наше спасение – веру, надежду и любовь;
  • существо усопшего имело тройственную природу – тело, душу и дух.

9-й день ознаменован повторным вознесением ангелами души на поклонение Богу по рассмотрению в течение 6 дней всех радостей праведных в раю. В соответствии с преданием апостольским в этот день поминовение совершается для того, чтобы душа почившего удостоилась быть причтенной к лику святых с помощью молитв и предстательства 9 Ангельских чинов.

Самым важным днем для души является 40-й – после обозрения мучений грешных в аду она снова возносится для поклонения Богу, Которым совершается Частный суд над ней. На нем определяется участь души в загробном мире вплоть до всеобщего воскресения по плоти. После этого произойдет окончательный – Страшный суд.

Поминовение в 40-й день – очень древняя традиция. Обычай оплакивать почивших 40 дней сохранился еще со времен Ветхозаветной Церкви.

Поминовения в 1 год и последующие проводятся в память о том, что день смерти христианина не является окончанием его существования, а есть Днем его рождения для Новой, Лучшей жизни. Празднество 2-го рождения православных людей совершается для Неба. Этим мы молим Милосердие Божие о воздании им вожделенного отечества в вечное наследие и сотворении их жителями Рая.

Также существуют дни общего поминовения всех почивших христиан, включенные в состав общего богослужения Церковью. Они именуются родительскими:

  • Вселенская мясопустная родительская суббота – проводится в субботу перед началом масленицы.
  • Субботы 2-й, 3-й, 4-й недель Великого поста.
  • День поминовения усопших воинов – празднуется 9 мая.
  • Троицкая вселенская родительская суббота – совершается в субботу перед праздником Святой Троицы.
  • Димитриевская родительская суббота – в субботу перед днем памяти св. великомученика Димитрия Солунского (8 ноября, по старому стилю 26 октября).

Самыми важными являются две Вселенские родительские субботы (Мясопустная и Троицкая). Они были установлены еще в первых веках христианства. Эти дни знаменательны тем, что Церковь поминает всех почивших – от Адама и до усопших в наши дни. В обязательном порядке проводится вся служба заупокой, составленная специально для этих дней и уникальная по содержанию.

Следующее воскресение после Мясопустной субботы посвящено воспоминанию Страшного суда Христова, поэтому она совершается в его память. Церковь совершает молитвенное поминовение всех умерших, что Господь проявил к ним милость на этом испытании.

Перед Пятидесятницей (когда Дух Святой сошел на Апостолов) совершается Троицкая суббота. Церковь молится о том, чтобы спасительная благодать Святого Духа очистила все грехи ушедших от нас отцов и братьев.

3 субботы в Великом посте проводятся для молитвенного воссоединения в период поста (время духовного подвига, покаяния и молитвы) живых с усопшими в мире и любви.

Эти субботы выделены для поминовения умерших еще и потому, что на протяжении всех седмиц (недель) Великого поста не проводится полная Литургия. В дни полной Литургии Иоанна Златоуста в субботы принято молиться – для пользы почивших и утешения скорбящих. Это возмещает невозможность проведения литургического поминовения в будничные дни Великого поста.

Радоница – 1-й день, в который после Пасхи согласно уставу позволяется обыкновенное поминовение. В этот день христиане как бы поздравляют всех своих умерших близких с праздником Воскресения Христова, разделяя с ними это радостное событие – от этого походит и название дня.

Дни особого поминовения усопших воинов:

  • 9 мая – погибших в Великую Отечественную войну.
  • Димитриевская суббота – погибших в Куликовской битве. Позже в этот день начали совершать поминовение всех воинов, а еще позднее – всех почивших христиан.

Поминовение всех пострадавших в годину гонений за веру Христову – проводится 7 февраля/25 января (день памяти Собора Новомученников) либо в ближайшее воскресение после праздника.

Каждая суббота седмицы по преимуществу своему – день поминовения усопших. Святитель Афанасий (Сахаров) пишет: «Субботу, день покоя, «седьмый день… егоже древле Господь благословил… упокоение от дел, в онь же почи… и Единородный Сын Божий… плотию субботствовав», избрала Святая Церковь преимущественно для воспоминания всех Ее чад, почивших от земных трудов, как тех, кого Она имеет в числе своих святых молитвенников, так и всех остальных, хотя и грешных, но в вере поживших и в надежде воскресения скончавшихся».

Порядок поминовения усопших

Также необходимо знать, что в некоторые дни поминовение не проводится, а в Церкви отменяются все заупокойные поминовения (панихиды и ектинии), а в определенные – отлагается даже литургическое поминовение.

При проведении полной Литургии на проскомидии в алтаре всегда осуществляется поминовение. Но поминовение на ектениях и служение панихид отлагается в определенные дни:

  • Двунадесятые и великие праздники;
  • суббота Лазарева;
  • Страстная седмица (особенно – Великий Четверток и Великая Суббота);
  • День Святой Пасхи;
  • дни от Святой Пасхи до Радоницы;
  • среда Преполовения Пятидесятницы;
  • отдание Пасхи;
  • понедельник Святого Духа;
  • следующий день после Рождества Христова (Собор Божией Матери) 26 декабря/8 января;
  • Обрезание Господне 1/14 января;
  • следующий день после праздника Крещения (Собор св. Иоанна Предтечи) 7/20 января.

На протяжении Великого поста установлен особый порядок поминовения почивших. С понедельника по пятницу Литургия либо вообще не служится, либо служится, но отменяются проскомидия и заупокойная ектиния. То есть литургическое поминовение усопших (как и живых) не проводится. В этот период почившие поминаются на утренней литии по окончании богослужения. Также в эти дни не совершаются панихиды.

Полная Литургия в период Великого поста осуществляется 2 раза в неделю – субботу и воскресенье. В воскресные дни осуществляется служение Литургии св. Василия Великого – на ней нет заупокойной ектении, не совершается гласное поминовение и панихиды.

Единственные дни, в которые разрешается полное поминовение почивших в Великий пост – 1-я, 2-я, 3, и 4-я субботы Великого поста. При этом 2-я, 3-я и 4-я – дни сугубого поминовения.

В любой день в Великий пост может осуществляться отпевание. Панихиды – только в вечер пятницы перед 1-й, 2-й, 3-й и 4-й субботами Великого поста и в эти субботы.

Исходя из этого, поминовение православного человека, умершего в Великий пост, не совершается на 3-й и 9-й день (если эти дни выпадают на седмицу с понедельника по пятницу). Но оно обязательно проводится в 2 ближайшие ко дню кончины субботы вне зависимости от того будут они 3-м или 9-м днями. Это же правило применительно и к поминовению 40-го дня скончавшихся до Великого поста.

К примеру, если христианин помер в понедельник, то панихиду 3-го дня следует совершать не в среду, а в субботу; 9-го дня – не во вторник следующей недели, а опять-таки в субботу. Поминальная трапеза собирается тоже в эти дни.

При кончине человека в период Страстной седмицы, его допускается отпевать и на Страстной, только кроме Великого Пятка.

Все поминовения – Литургическое, панихида, поминальная трапеза – 3-го, 9-го и 40-го дня, которые пришлись в период с Лазаревой субботы, а также на Страстной седмице, совершаются только на Радоницу.

Если христианин скончался на Светлой седмице (от дня Святой Пасхи до субботы Светлой седмицы включительно), Канон на исход души от тела заменяется Пасхальным каноном, а Псалтири, которые читают над гробом почившего – Деянием святых апостолов.

Также существует специальный чин Пасхального отпевания.

Вместо пения Трисвятого поется Пасхальный стихир либо «Христос воскресе…».

Поминовение 9-го и 40-го дней, выпавших на Светлую седмицу, переносятся на Радоницу.

В советское время, когда встретить Пасху в храме не представлялось возможным в связи с гонениями и отсутствием храмов, христианам приходилось ради молитвы в честь этого праздника собираться на кладбищах. Вследствие этого до нас дошла совершенно неправильная традиция посещения кладбищ в праздник Святой Пасхи. Это день необыкновенной духовной радости и именно по этой причине Церковь отменяет заупокойные служения. Поэтому обычай посещать кладбища в этот день противоречит Православной духовности. Первое посещение благословляется только на Радоницу.

Поминальная трапеза

В первую очередь в дни поминовения усопших необходимо:

  • посетить храм;
  • заказать заупокойные поминовения – панихиду и праскомидию;
  • самому помолиться Богу об упокоении близкого человека – как дома, так и в храме (не следует ограничиваться только заказом поминовения);
  • желательно посетить кладбище.

После этого можно начинать поминальную трапезу.

Поминальный стол не предполагает наличия спиртного. Сегодня практически повсеместно поминают почивших водкой. Это крайне неправильно и не несет усопшему никакой пользы, а только огорчает и обостряет его страдания.

Довольно часто встречается, что церковное поминовение игнорируется, а все силы расходуются на устройство поминального стола. Это не приносит абсолютно никаких благоволений почившему.

Трапеза – милостыней, совершаемой за почивших родных, поскольку затраты на нее являются жертвой. Присутствующие, отведывая угощенья на трапезе, поминают почивших сродников, для которых она и готовится.

Перед трапезой принято совершать литию – краткую службу панихиды, которую может проводить и мирянин. В крайнем случае читается «Отче наш» и 90-й псалом. Первое блюдо, которое вкушается на поминальной трапезе – кутья (коливо). Представляет собой сваренные зерна крупы (рис либо пшеница) с изюмом и медом. Зерна символизируют воскресение, мед – сладости, которыми в Царствие Божием наслаждаются праведники. Согласно уставу кутья должна быть освящена особым чином в процессе панихиды, в крайнем случае – окроплена святой водой.

Наряду с домашней и церковной молитвами применяется еще такой способ поминовения усопших и облегчения их участи в загробном мире как милостыня, которая совершается нами в память о родных или от их имени.

Монах Митрофан в книге «Загробная жизнь» выделяет: «Молитва, милостыня принадлежат к делам милосердия, к делам благотворительности… Молитва за усопшего с милостынею, от имени его творимая умилостивляет Господа Иисуса Христа, который радуется делам милости, творимым как бы от лица самого умершего. Милостыня принадлежит почившему. Обычай раздавать милостыню бедным при погребении умершего ведет начало из глубокой древности, значение милостыни было известно еще в Ветхом Завете».

Заочное отпевание

Случаются ситуации, когда тело погибшего на войне, при кораблекрушении, террористическом акте невозможно найти. Множество трагических случаев бесследного исчезновения людей, о смерти которых родные узнают через много лет. Последование отпевания над телом умершего в XX веке осуществить было возможно далеко не всегда из-за отсутствия храмов и священников, а также гонений на Церковь и преследования верующих.

Поэтому появился обычай проводить так называемое заочное отпевание. Но оно может быть совершено только в случае крайней необходимости, а не из-за лени и нерадивости родственников погибшего и не потому, что «так проще». Это будет противоречить нашей праведности, повиновению Святой Церкви и любви к усопшему.

Неправильные суеверия и обряды погребения

Даже в Православной среде распространены различные суеверия, а также языческие и магические обряды, связанные с погребением почивших.

Самое распространенное – завешивание всех зеркал в доме, когда там находится усопший. Увидавшего себя в этом зеркале ждет скорая смерть; душа, увидев свое отражение, испугается; душа может явиться в зеркале и напугать родственников и еще много странных и смешных объяснений. Это абсурдная традиция, которая, к сожалению, получила повсеместное распространение.

В некоторых случаях омовение почившего вместо пения Трисвятого сопровождается различными языческими высказываниями наподобие «Давай, помогай» и другими.

Возле гроба с усопшим ставится стакан с водой (а еще хуже – с водкой!) и куском хлеба – «перекусить» душе!..

В сам гроб с почившим помещаются совершенно ненужные вещи – деньги, хлеб, ремни, очки и прочее. Это напоминает египетских фараонов в пирамидах, которых погребали с колесницами и рабами.

Нередко в могилу бросают деньги – для «выкупа почившего».

Существует абсолютно ничем не оправданный запрет нести гроб с усопшим его родственникам. Хотя согласно церковным правилам – его должны нести именно родные и близкие.

Также есть поверье, что до наступления 40-го дня нельзя отдавать никаких вещей почившего. Но именно в этот день душа усопшего наоборот нуждается в обильной молитве и милостыне.

А отношение к земле, которую надобно крестообразно посыпать на тело почившего? Его превратили в дремучее суеверие. Иногда в храм приходят только ради этой «земельки», если усопший по каким-либо причинам не был отпет раньше, забывая об отпевании, просят одно – «Дайте земельку»…

Нередко вместо молитв и пожеланий «Царство ему небесное» либо «Вечной памяти» родственники желают почившему «пусть земля ему будет пухом» – и это начиная от кладбища и заканчивая поминками…

Все эти обычаи и суеверия неприемлемы при погребении Православного человека. Их нужно избегать самим и не допускать делать это нашим сродникам и близким – убеждать их отказаться от этих языческих ритуалов.

Особого внимания заслуживают поминки. Все чаще их превращают в тягостное и ужасное для почившего действие, которое напоминает языческие тризны – начиная с распития спиртного, количество которого нередко даже больше, чем на свадьбах. Этот греховный обычай и постыдный для христиан – поминание почившего спиртным – распространился до того, что даже православные берутся за рюмку в этот святой день. Это приносит душе, которой в эти дни выносится решение Божьего Суда, и которой необходима только усердная молитва к Богу, невыразимую боль и скорбь.

Существует также суеверие о том, что на поминальной трапезе нельзя пользоваться ножами и вилками – на столе должны присутствовать лишь ложки. Почему? Непонятно…

Довольно часто можно встретить, что на все 40 дней в выделенном углу ставится фотография почившего, а рядом – рюмка с водкой, с ломтем хлеба поверх нее…

А как часто на кладбищах мы видим, что на дни поминовения родственники устраивают застолья возле могил. Иначе как языческие тризны такие обычаи назвать нельзя. Но и это еще не все – остатки спиртного выливаются ими прямо на могилы родных, оставляются на могилах рюмки с водкой, еда…

Со слов старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина) – «день поминовения усопших это воистину черный день для наших усопших». Поскольку вместо молитв, свечей и курения ладана в этот день празднуются языческие тризны. «А наши усопшие на том свете горят огнем горести и жалости, как евангельский богач, который просил Господа сказать братьям, еще живым, что их ожидает по смерти». Он призывает каждого из нас, кто хоть раз справлял такие тризны, пойти на кладбище и попросить прощения у всех своих близких и родных за те страдания, которые были принесены своим безрассудством. И больше никогда не делать этого в святой день, в который Церковь по нашим просьбам молится об упокоении почивших. А также нужно обязательно попросить прощения у Господа за свое неразумие.